«Серым» дилерам готовят смертельный удар
Изменение законодательства неуклонно сужает поле действий для «серых» дилеров.
В 2008 году неофициальному сегменту рынка был нанесен ощутимый удар, объединенными силами Госстандарта и ГАИ. Буквально несколько месяцев «серые» операторы не могли получить сертификат на автомобили, предназначенные для американского рынка. Отдельные дилеры вынуждены были даже устанавливать другую оптику, проводить перепрошивку автомобилей. Неприятности ожидали и покупателей «серых» авто, которые испытывали сложности с регистрацией «американцев» в ГАИ.
Но похоже, что это были еще «цветочки», настоящие проблемы начнутся у «серых» дилеров, когда на законодательном уровне будет закреплено, что право продавать автомобили имеют только уполномоченные производителем или дистрибьютором дилеры.
Поводом для грядущих проблем «серого» рынка станут новые Правила осуществления оптовой и розничной торговли транспортными средствами и их составными частями, которые имеют идентификационные номера. Напомним, что эти Правила были приняты постановлением Кабмина №1200 от 11.11.2009 года.
Формальным поводом для изменения Правил послужила необходимость уточнить положения, касающиеся торговли бывшими в употреблении автомобилями. Теперь в Правилах четко прописаны права и обязанности продавца и покупателя таких транспортных средств. Но, в Правилах появились и новые определения, в частности «Дистрибьютор» и «Уполномоченный Дилер».
Из текста Правил и постановления Кабмина №1200 следует, что субъекты хозяйствования , которые не попадают под такие определения, то есть «серые» или неофициальные дилеры, и не являются уполномоченными или производителем или дистрибьютором, вообще не имеют права осуществлять оптовую или розничную торговлю транспортными средствами.
Кроме того, согласно новых Правил, ключевым моментом для осуществления торговли автотранспортом теперь станет официальная аккредитация (регистрация) субъекта в соответствующем департаменте ГАИ, что также станет дополнительным методом контроля за чистотой рынка.
Как сообщил Генеральный директор ВААИД Олег Назаренко, официальные дилеры будут тщательно отслеживать ситуацию на местах и при появлении операторов, не соответствующих положению постановления Кабмина №1200, сигнализировать в Ассоциацию автоимпортеров и дилеров или в Департамент ГАИ.
Кроме того, господин Назаренко полагает, что в ближайшее время определения «Дистрибьютор» и «Уполномоченный дилер» будут закреплены в отдельных законах, что полностью лишит возможности работать на рынке «серых» дилеров в сегменте новых автомобилей. Соответствующий законопроект уже разрабатывается.
Таким образом, «серых» дилеров будут вытеснять с рынка уже с помощью законов, силами государства.
Доля «серых» дилеров в 2008 году составляла в среднем около 5%. Преимущественно, они концентрировали свои усилия в дорогих сегментах, поставляя на рынок автомобили стоимостью свыше $25 000. Бизнес «серых» дилеров держался на разнице в цене между автомобилями, поставляемыми в Украину через официальные сети в европейских спецификациях, и автомобилями, поставляемыми на рынок США. Отдельный сегмент занимали дилеры, поставляя в Украину те модели, которые официально не были представлены. (Преимущественно с рынков США и Ближнего Востока).
В самый удачный 2008 год «серые» дилеры смогли продать около 30 тыс. автомобилей. Но в этом же году у них начались проблемы с сертификацией и регистрацией, а затем «серый» рынок накрыл общий спад продаж авто в Украине. В итоге, к середине 2009 года до 35% операторов свернули свою деятельность, распродав склады автомобилей и закрыв автосалоны.
К осени 2009 года на рынке остались лишь самые крепкие «серые» дилеры, которые смогли пережить убыточные распродажи начала года. Однако «серые» операторы не решились импортировать большие партии автомобилей после отмены 13%-ой надбавки к пошлине 7 сентября 2009 года, опасаясь «зависнуть» с машинами 2009 года выпуска в приближавшемся 2010 году. Большинство «серых» дилеров приняли решение продавать то, что осталось и новые поставки уже начинать с 2010 года. С учетом новых Правил оптовой и розничной торговли транспортными средствами, поставки «серых» автомобилей в 2010 году теперь под большим вопросом.
Неофициальные операторы рассчитывают переключиться на торговлю б/у автомобилями, когда будет принят закон о «трейд-ин». Но судя по обстановке их могут просто не пустить в такой лакомый сегмент рынка.